Кафедра интеллектуального управления техническими системами
Заведующий кафедрой: Крюков Юрий Алексеевич Доцент, кандидат технических наук, член-корреспондент РАЕН |
Имеет ученую степень кандидата технических наук, защитил кандидатскую диссертацию в 2004 году по теме «Разработка проблемно-ориентированной многоцелевой сети распределенных вычислений масштаба малого города» по специальности Системный анализ, управление и обработка информации (образование, муниципальное управление).
Является автором более 50 научных статей в рецензируемых научных журналах и материалах конференций, 6 учебных пособий, 7 патентов на полезные модели и свидетельств о государственной регистрации программ для ЭВМ. Руководитель более 10 проектов, в том числе 3 крупных грантов федеральных целевых программ. В период с 2002 – 2004 гг. - главный конструктор и ответственный исполнитель проекта «Единая информационно-образовательная сеть города Дубны», реализованного в рамках государственной субсидии развития города Дубна как наукограда Российской Федерации. За последние 3 года под руководством Крюкова Ю.А. выполнены 4 государственных контракта, а также инновационный проект реализации прототипа интегрированной энерго-информационной сети малого поселения с финансированием в рамках стартапа Роснано.
Лауреат премии Объединенного института ядерных исследований за работу «Статистическая модель информационного трафика». Награжден Почетной грамотой Губернатора Московской области, Министра экологии и природопользования, имеет благодарственные письма Министра образования, Министра инвестиций и инноваций.
О кафедре
Роботизированные системы автоматизации, информационные системы распознавания образов, алгоритмы управления сложными техническими системами, а также методы 3D-проектирования и прототипирования — вот основные предметы для студентов этого профиля. Технические задания на программирование и компьютерное моделирование занимают большую часть времени обучения.
Система управления - это мозг и сердце любой современной машины, любого организма. Принципы управления едины и для технических объектов (самолетов, космических аппаратов, энергетических установок), и для экономики (банковская сфера, коммерческие компании, бюджетные организации), и для человека. Поэтому инженер, равно как и учёный-управленец, с одинаковым успехом способен работать в самых различных отраслях человеческой деятельности.
Такая возможность определяется тем, что управленцы имеют дело с математическими моделями реальных систем. А эти модели оказываются одинаковыми как для машины, так и для живых систем и социальных явлений.
Перспективное развитие кафедры связано с новым направлением - Интеллектуальные системы, предполагающего применение адаптивных, самонастраивающихся алгоритмов. Принятие решений и выбор наилучших стратегий в изменяющейся экологической или экономической ситуации, анализ изображений для распознавания объектов и ориентации в пространстве, распознавание речевых команд, анализ шахматных и других игровых позиций - все это области, где используются возможности искусственного интеллекта для решения задач управления.
Вычислительное устройство является ядром любой системы интеллектуального управления. Специалист в данной области должен не только в деталях знать архитектуру как мощных вычислительных комплексов, так и небольших микроконтроллеров, уметь работать с современными сетевыми и телекоммуникационными технологиями, но и владеть навыками программиста высокой квалификации.
Чтобы управлять процессом любой природы - будь то в банковской сфере, в космосе или даже в политике - нужно представлять себе всю задачу целиком. Любой проект - это системная задача, где для достижения цели надо «собрать» систему из разнородных элементов, предложить правила (алгоритмы) управления, определить требования к составляющим систему блокам для их последующей «узкими» специалистами (радистами, оптиками и т.д.). Поэтому в качестве руководителей проектов часто выступают именно специалисты в области управления.
Студенты кафедры получают глубокие фундаментальные знания по математике, естественным и гуманитарным наукам, выполняют практические задания в специализированных компьютерных классах, лабораториях электротехники, оптики, электроники, мехатроники, робототехники, датчиковой техники, сетевых технологий, информационной безопасности, 3D-моделирования и др., что позволяет свободно ориентироваться при решении задач любой физической природы для создания систем управления в самых разнообразных областях деятельности человека.
Учебно-научная инфраструктура кафедры:
- лаборатория робототехники;
- лаборатория мехатроники;
- лаборатория датчиковой техники.